Интерактивное пособие. Поддержка детской игры в условиях семьи

Здравствуйте, уважаемые педагоги и родители, к вам обращаются воспитатели детского сада № 9 города Боготола Красноярского края! Если вы очень заняты, а ребенок просит поиграть с ним, не отказывайте ему в этом. И вот почему.

«Жил мудрец на свете, который знал ответы на все вопросы. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая — я ее раздавлю в ладонях, скажет мертвая — выпущу и она полетит». Мудрец подумал и ответил……….. «Все в твоих руках».

Поэтому всем нам важно, чтобы в наших общих руках, ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное — успешным. А это невозможно без тесного взаимодействия семьи и детского сада. Предлагаем вместе разобраться в понятии, что же такое игра в современном дошкольном детстве и чем она отличается от не-игры?

Рассмотрим три ключевые признака игры, опираясь на статью Е.О. Смирновой «Игра в современном дошкольном образовании».

Игра – это принципиально свободная активность детей, в ней не может быть принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не должны вмешиваться в игру, управлять ею, не могут прекратить или запретить какое-либо игровое действие. Как же взрослый может участвовать в игре? Наблюдать, помогать или присоединяться как равный по просьбе ребенка.

Игра доставляет удовольствие. Она вызывает эмоциональный подъем, причем связан он с самим процессом игры, а не ее результатом или внешней оценкой. Это принципиально отличает игру от других видов детской деятельности. Даже ограничения, которые дети сами устанавливают (в виде правил игры или характеристик роли), работают на удовольствие. Играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию и выполняют принятые ими роли и соблюдают собственные правила. Они сами хотят действовать правильно, в соответствии со своими представлениями о должном.

Игра – всегда проба. Ситуация «понарошку», «как будто» создают уникальную возможность безопасного риска, пробы себя или предмета игры. Из-за спонтанности игра не может подчиняться строгому плану, обязательным правилам, тем более – программе. Без импровизации игра теряет свое назначение и функцию. В ней всегда есть неожиданность, сюрприз. «Такая спонтанная импровизация становится источником поиска новых замыслов и решений. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности». Для взрослых это означает, что в игре нужно принять именно детскую спонтанность и активность, позволить воображаемой ситуации стать как бы реальной  и не пытаться управлять ею со своей, взрослой позиции. Это означает, что детская игра должна оставаться свободной.

Какие же необходимы условия для развития игры ребенка-дошкольника?

Игра имеет свою динамику. Определенные этапы развития игры требуют правильного поведения взрослых. Рассмотрим концепцию развития игры Е.Е. Кравцовой. Автор так описывает этапы по возрастам.

В 2-3 года ребенок занят режиссерской игрой – он разыгрывает простые сюжеты с разными предметами, превращая их во что или в кого угодно. «Очень важно поэтому (даже необходимо!), чтобы первые игры малыша развивались по самостоятельно придуманным им сюжетам. Конечно, эти сюжеты еще очень просты, они могут состоять всего из одного-двух предложений, но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу». Для нас это означает первый опыт замысла и самостоятельности в воображаемой ситуации. Уже здесь очевидно, что предметы без определенных функций лучше подходят для игры, чем готовые игрушки. Кубики и цилиндры, пустые бутылки или палочки на этом этапе не менее ценны, чем машинки или пластмассовые овощи. Ведь кубик можно превратить во что угодно, а машинка предполагает лишь конкретное действие с ней. Здесь взрослому важно и предоставлять материал, способствующий формированию действия замещения (так называемый «неоформленный материал» — куски ткани, шишки, палочки и др.), и показывать примеры замещения.

В три года в жизни ребенка появляется новый вид игры – образно-ролевая, где он сам превращается в кого-то или во что-то. Изображает из себя (без дополнений предметами кошку или робота, или самолет. Для этой игры не нужны партнеры или объявление роли. Зачастую взрослые видят в ней лишь кривляние и не поддерживают такие «пробы себя». Однако правильным ответом взрослого будет игровой отклик на неожиданное поведение ребенка. Это и радостное удивление, и вопросы к персонажу, и перевоплощение взрослого в свой персонаж. Эти превращения – необходимый элемент в развитии игры более высокого уровня. «Образно-ролевая игра дает возможность малышу по-новому общаться с взрослыми. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения».

С 4 до 6-7 лет господствующим видом игры становится сюжетно-ролевая. В мнимой ситуации дети берут на себя роли и разыгрывают какой-то сюжет. Их фантазия безгранична, а роли и сюжеты поражают разнообразием. Так должно быть, однако в современном детстве сюжетно-ролевая игра значительно беднеет. Отчасти причина кроется в пренебрежении двумя предыдущими этапами развития игры. Но главная причина – слабая представленность содержания взрослой жизни понятным для детей образом. Очень трудно изображать папу — менеджера или маму – финансового консультанта. Содержание взрослой жизни нужно представлять детям специально, т.е. рассказывать о местах и событиях, при совместных посещениях магазина или кафе, обращать внимание на то, кто и что здесь делает. И главное, придавать этому большое эмоциональное значение. Это первое, что требуется от взрослого.

Второе – это обеспечение правильным игровым материалом. Готовые игрушки – «взрослые» предметы в миниатюре (маленький пылесос, кассовый аппарат и т.п.) – скорее бонус, чем необходимость. Конечно, есть важные атрибуты, которые помогут ребенку начать игру: кукольная коляска, фуражка капитана корабля и тому подобное. Эти предметы нужны. Но не менее важным является «многофункциональный материал» — отрезы ткани, чурочки, картонные детали или пластмассовые крупные конструкторы и многое другое. Важно обращать внимание на то, что показалось интересным ребенку, что он смог превратить в игровой материал и не спешить отбирать это или запрещать. Наиболее яркий пример этого – строительство домиков. Даже при наличии готовых детских палаток, наибольшее удовольствие вызывает возможность построить себе укрытие из табуретов и одеяла. И с точки зрения развития игры взрослые должны всячески способствовать таким превращениям и даже учить им.

Третья важная особенность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что сюжет развивается вызовом и поиском ответа на него. Когда ребенок начинает создавать трудность (вызов) в игре и ищет возможности ее разрешения, то он учится принимать решения по преодолению наличной ситуации, что и является становлением инициативности. Здесь взрослый должен уметь быть равноправным партнером в игре, нельзя допустить, чтобы инициативность взрослого подавила зарождающуюся инициативность детей. Основная задача такого партнерства: образец ролевого поведения и образец создания проблемной ситуации (вызова).

Следующий этап развития игры – игра с правилом: жмурки, прятки, казаки-разбойники. Такие игры не должны исключаться из детской жизни. Именно здесь происходит перенос опыта владения собой в роли в произвольное поведение. Важно также предлагать детям придумывать свои игры, свои правила. Здесь роль взрослого может быть и партнерская в совместном придумывании игры, и экспертная, если детям нужно, чтобы их рассудили в конфликтной ситуации.

И завершающий этап (по Е.Е. Кравцовой) – это возвращение к режиссерской игре уже на новом уровне, когда ребенок сам разыгрывает большие сюжеты с игрушками, иногда даже не производя с ними никаких действий, а только озвучивая их. Здесь важно поддерживать интерес ребенка, подключаясь к такой игре и показывая ее значимость. Иногда партнерская позиция и не нужна. Бывает, что происходит заминка в игре, и нужен толчок, то есть вызов, тогда нужна позиция помощника, который может подсказать направление, в котором нужно выстраивать вызов.

Таким образом, когда педагог или родитель включается в игровую деятельность детей, важно учитывать, сколько ребенку лет, и какая игра для него является развивающей.

Знаете ли вы, какие универсальные условия необходимы для развития игры?

Во-первых, для разворачивания игры нужно время. Это условие специально не оговаривалось выше, но если внимательно отнестись к описанию процесса игры, оно подразумевается. Малоинициативные дети могут подолгу бродить, прежде чем найдут то, во что хотели бы поиграть. А инициативно играющим детям нужно время для того, чтобы построить игровой вызов и ответить на него. И это время не менее 40-60 минут.

Во-вторых, игровой материал должен быть многофункциональным. Многофункциональный материал может быть двух видов:

— неоформленный – отрезы ткани, чурочки, картонные детали и многое другое;

— оформленный многофункциональный – деревянные или пластмассовые крупные конструкторы, ширмы, игрушки, которым взрослые иногда и не представляют иного применения, кроме как использования их по прямому назначению (например, шкафчик для кукольной одежды дети могут превратить в печку или в дом).

Важно то, что использованию такого материала нужно учить, если воспитатель видит, что сами дети не могут задать ему разнообразные функции.

В-третьих, позиции взрослого в игре должны быть разными в зависимости от игровой ситуации и от уровня игровой инициативы детей. Исходя из педагогического опыта, накопленного многими поколениями педагогов в России и в целом мире, можно выделить следующие позиции педагога в игре, которые способствуют становлению игровой инициативы:

— «Равноправный игрок» — дает образец ролевого поведения и образец создания и решения проблемной ситуации («мешать играть»). Образец нужен тогда, когда ребенок либо совсем не умеет играть либо когда в игре нет организующего лидера, и примитивные игровые действия повторяются по нескольку раз. Важно не путать позиции организатора и партнера и стремиться минимизировать первую. Партнером быть легко, если педагогу или родителю нравится играть.

— «Помощник» — задает вопросы на осмысление сюжета, ролевых взаимодействий, необходимых атрибутов, организации пространства. Вопрошание помогает осознать свои ролевые отношения, сюжетную линию, что может быть полезным в определенной дозе.

Задавать вопросы уместно тогда, когда действие началось, но появилась заминка, или же педагог или родитель видит, что действие могло бы быть разнообразнее (то есть у него появилось предположение, что игра скоро станет скуднее). Но вопросы почти всегда разрушают игру. И здесь важно всегда предполагать то действие, которое последует после ответа на вопрос: вернет ли ребенка в игру и развернет игру в более интересное русло или разрушит ее.

Иногда в этих случаях уместнее могут оказаться быстрые ненавязчивые подсказки. Подсказки помогают сдвинуться с места, если игра идет по кругу, или же на грани рассыпания у детей, которые уже достаточно инициативны в игре. Например, дети захотели играть в поход, «построили» палатку, сели в нее и остановились, не зная, что дальше делать. Взрослый подошел и сказал, что в походном лагере часто разводят костер для тепла, приготовления еды, используют дым как средство от мошек. И дети развернули деятельность вокруг этого элемента сюжета, распределив роли и обязанности. А далее они самостоятельно вспомнили, что еще можно делать в походе.

Взрослый может предлагать необычные материалы и обсуждать способ их использования; может показывать возможности многофункционального материала тогда, когда детям не хватает атрибутов, когда не видят, что можно внести в игру, чтобы двигать сюжет, когда возникают затруднения в изготовлении атрибутов.

— Активное «ничегонеделание»: наблюдает и осознает ход игры, анализирует игровую ситуацию «Здесь и сейчас». Эта позиция должна быть всегда, когда дети самостоятельно играют. Подчас педагоги или родители склонны заняться во время свободной игры другими важными делами либо присутствовать рядом «чтобы не натворили чего». Так вот, если говорить о становлении игровой инициативы детей, присутствие взрослого нужно наполнить активным слушанием и видением. Педагог или родитель может что-то делать параллельно, но только тогда, когда уже приобретет устойчивый навык слышать, видеть игру и включаться по необходимости. А для такого навыка нужно отставить все остальные дела и погрузиться всем вниманием в игровую деятельность детей.

Необходимо подчеркнуть, что все вышеперечисленные позиции важны для становления игровой инициативы, потому что остается фактом то, что одни взрослые предпочитают не вмешиваться в игру, не видя трудностей ребенка в игровой деятельности, другие стремятся организовать игру, путая позиции партнера и организатора.

В-четвертых, воспитателю или родителям необходимо предоставлять детям впечатления и эмоциональную окраску обсуждаемых событий. Просмотр театральных представлений, экскурсии, необычные события в детском саду или группе – главное в этих мероприятиях то, чтобы они были местом, фактом, объектом для удивления ребенка. Не менее важно организовать обсуждение этих событий, но здесь есть обязательное условие: без эмоциональной заинтересованной включенности взрослого обсуждение обречено на монолог в пустоту, так как беседа напрямую не является возрастно-адекватным методом воздействия на дошкольников.

В-пятых, можно использовать вспомогательные средства в других видах деятельности, способствующие развитию игры. Кроме непосредственного включения взрослого в игру, есть упражнения, задания, помогающие передать ребенку средства, которые способствуют продвижению игры вперед. Следующие упражнения необязательны, но опробованы педагогами и, с их точки зрения, действенны:

— Упражнения на замещение. Здесь любые модификации упражнения подойдут: можно сесть с детьми (с ребенком) в кружок (друг напротив друга) и по очереди говорить, как можно использовать какой-либо предмет; или с несколькими детьми (ребенком) из некоторых несюжетных (лучше неоформленных) предметов разыграть настольную сказку.

— Игры-упражнения в перевоплощение. Здесь тоже могут быть различные варианты: уметь угадать, кого или что изображает ребенок только по его движениям; можно выдать всевозможный материал и предложить изготовить костюм своего образа и другое.

— Упражнения по созданию новых сюжетов, историй. В педагогической литературе можно найти разные варианты обучения сюжетосложению: от «расшатывания» известных сюжетов до придумывания историй по кругу.

— Проигрывание или создание сказки. Это целенаправленная режиссерская игра, где ребенок или несколько детей вместе с взрослым проигрывают известную сказку либо создают свою в зависимости от возраста. Здесь важны в равной мере и сюжет, и взаимодействие героев, и создание пространства.

— Создание своего мира. Здесь место для полета фантазии ребенка, где каждый может из всевозможных мелких игрушек, неоформленного материала создать мир, в котором ему хочется жить, или оформить мир на заданную тему (подземный мир, животный мир и т.д.). Также можно делать не только мелкий мир, но и в большом пространстве. Здесь важно учить ребенка, как можно использовать весь имеющийся материал под свой замысел.

— Пространственная игра. Детям (ребенку) отделяется ширмами кусок большого пустого пространства, предлагается большой конструктор, ткани и прочий крупный строительный материал. Мелкого же материала дается минимум – только тот, что позволяет закрепить крупные детали. Предлагается поиграть в этом пространстве либо обустроить его, как хочется. Специальное обращение внимания к пространству позволяет более осознанно его использовать в дальнейшем в игре.

На этом фантазия педагога или родителя не должна останавливаться. Можно придумать еще варианты упражнений.

Отдельно нужно упомянуть про игры с правилами в старшем дошкольном возрасте, которые могут развивать инициативность, а не просто формировать умения следовать правилу. В играх с правилами детей 6-7 лет важно не упустить момент, когда ребенку интересен уже не процесс игры, а выделение правил, их изменение, выстраивание отношений с детьми и с взрослыми по осознаваемым и согласованным правилам.

Можно использовать игры, где есть разные игровые способы, есть возможность менять правила; также можно предлагать детям самим придумывать игры, создавать ситуации необходимости договора.

В-шестых, идентификация и принадлежность к какой-либо группе. Это условие описываем последним, но для игры оно скорее первоочередное. Качественная совместная деятельность и у детей, и у взрослых возможна тогда, когда есть общие интересы, общие традиции, устойчивые взаимоотношения, сопереживание друг другу. Здесь важно осознавать, какие традиции и уклад группы (семьи) влияют на сплочение детей, и если таковых нет, то стоит придумать и ввести в жизнь группы (семьи). Можно специально организовывать игры, направленные на развитие чувства общности со сверстниками, эмоций и чувств, направленные на другого – игры в кругу. С такими играми можно познакомиться в книге Е.О. Смирновой, В.М. Холмогорова «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция».

Почему с игрой возникают проблемы в ДОО и как их решать? Предлагаем ознакомиться с опытом работы нашего детского сада.

Эффективная педагогическая технология «Свободный час».

Проанализировав  режим дня в детском саду, педагоги убедились, что самостоятельная свободная игровая деятельность старших дошкольников занимает небольшое количество времени. Ввели в 2015г. педагогическую технологию «Свободный час» в первой половине дня. Предварительно на родительском собрании рассказали о современной педагогической технологии, обговорили с родителями возможность их участия в пополнении групп многофункциональными материалами. Перед воспитателями была поставлена задача: помочь каждому ребенку найти свою игру и свое место в игре. С введением «Свободного часа» в центрах и уголках для поддержания инициативности дошкольников появилось много неоформленного игрового материала. Закрепили в режиме дня время для свободного часа детей — в первой половине дня с 8.50ч. до 9.50 ч. (часть занятий была перенесена во вторую половину дня). Воспитатели вместе с детьми разработали правила поведения во время свободного часа: договариваться, не бегать, не кричать, не ссориться и т.д. Дошкольники на утреннем кругу проговаривают, чем они будут заниматься (каждый ребенок высказывает свое мнение, идею, мысль, переживание),  планируют свое свободное время, анализируют жизнь в группе, проявляют полную самостоятельность в планировании своего свободного времени. В течение часа детям предоставлялась полная свобода. Организовывая свою игровую деятельность, дошкольники перемещаются из игровой комнаты в приемную, из приемной в спальню. С помощью детской фантазии и тех игровых материалов, которые имеются в группе – эти пространства меняются и преображаются. Необходимо отметить, что в группах, благодаря взаимодействию с родителями, появилось большое количество многофункционального материала: картонные коробки, ткани разных размеров, пенопласт, пакеты, ширмы, чурочки, крупный конструктор и многое другое. В спальне дети могут организовать пикник, танцы, в приемной построить шалаш, отправиться в цирк, в группе может появиться корабль и тому подобное. Все пространство – это территория детей, они используют все, что им нужно во время свободного часа. В ходе эксперимента решили пойти на нововведение: детям было предложено во время свободного часа посетить своих соседей. Данный опыт дал положительные результаты: дети подготовительной группы с удовольствием включали в свою игровую деятельность детей старшей группы и наоборот (произошел своего рода обмен информацией с более опытными сверстниками, что благоприятно сказалось на зоне ближайшего развития каждого ребенка, лучше развивались коммуникативные навыки). Введение Свободного часа показало положительную динамику развития инициативы и самостоятельности у дошкольников. Наблюдается рост игровой инициативы: дети демонстрируют высокие достижения инициативного игрового поведения. Дошкольники отличаются от своих сверстников в принятии решений, в выражении своих чувств и мыслей, способны выбирать вид деятельности и участников по совместной деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность; дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Родительская Игротека «Вместе здорово играть».

Важным результативным направлением в работе нашего детского сада является создание в каждой группе родительской Игротеки. В групповых помещениях, приемных (где позволяет площадь) воспитатели организовали пространство для взаимодействия детей с родителями. При организации игротеки привлекли родителей. Предварительно в группах прошла акция для родителей «Игрушки и игры для игротеки». В начале учебного года проводим анкетирование, по итогам получаем представление о характере детско-родительских отношений. В течение недели на этих пространствах проходит Игротека. Как говорила С. Новоселова «Что нужно, чтобы ребенок играл? Ему нужны яркие, разнообразные жизненные впечатления, которые он получает в повседневной жизни,  — образ мира. Нужно, чтобы ребенок научился играть, общаясь с родителями и другими детьми. Ему нужно место для игры, игрушки и другие игровые объекты, игровые средства. И внимание родителей, их участие, сочувствие, подсказка – как сама же игра. Игра – это очень серьезно, но и весело! Играйте с детьми!». Отметили, что в игре дошкольник стал проявлять свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (это главное) начинают хотеть действовать правильно. Самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Идея создания родительской Игротеки возникла после того, когда воспитатели нашего детского сада провели опрос среди детей и родителей и выяснили,  что дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей. У родителей чрезмерная занятость, отсутствие общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи, неумение  взрослых организовать совместную игровую деятельность.

Обучаемся, играя!

Исходя из задач Игротеки, работа также ведется по обучению родителей различным видам игр, чтобы они потом обучали своих детей игре, совместно играли с ними, развивали их игровые навыки. Потому что не всегда представляют родители правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек. Как правило, родителям главное накупить детям как можно больше игрушек и притом сложных и дорогих, чтобы доставить ребенку больше удовольствия и способствовать их развитию, но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов. Для этого в детском саду организованы различные формы работы: проведение узкими специалистами игр с ребенком совместно с родителями, обучающие консультации по организации игры и развитию игровых навыков в семье, ознакомление родителей с разработанными играми по всем направлениям развития ребенка дошкольного возраста, выполнение рекомендаций специалистов в домашних условиях. Задача специалиста – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по поводу игр и игрового материала в связи с той или иной ситуацией развития ребенка. Основной отличительной чертой нашей игротеки является то, что каждым специалистом разработана и составлена картотека разных видов игр, которые они рекомендуют родителям. Тематика игр психологического характера: развитие внимания (произвольность, переключаемость, устойчивость); развитие памяти (произвольного запоминания, словесно-логической); мышления (логического, наглядно-образного); восприятие цвета и формы. Игры подобранные логопедом, направлены на развитие речи, звуковой культуры речи, на развитие мелкой моторики рук. Тематика игр музыкального руководителя разделена на два вида: игры на развитие музыкального слуха и музыкальных способностей. Инструктор по физической культуре оказывает помощь родителям в развитии игровых навыков детей, проводит подвижные игры на развитие основных видов движения и физических качеств. Совместная работа с родителями показывает, что родители заинтересованы в развитии своего ребенка и являются полноправными партнерами.

Чтобы с игрой не возникали проблемы в семье, наши воспитатели разработали педагогические рекомендации или правила, с которыми мы хотим с вами поделиться.

Педагогические рекомендации (или правила для родителей).

  1. Взрослые не имеют права вмешиваться в свободную игровую деятельность, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе ребенка.
  2. Помните. Игра приносит эмоциональный подъем, источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка.
  3. Игровая деятельность не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану.
  4. Игровая среда создается в соответствии с возрастными особенностями, с учетом уровня развития ребенка. Она должна быть динамичной. Атрибуты расположены в легко доступном для детей месте.
  5. В месте общего сбора, при планировании или рефлексии, выбор позиции «глаза на одном уровне» (взрослому присесть на корточки, стульчик). Эта позиция исключает пространственное доминирование родителя и смягчает разницу в физическом росте ребенка. Чтобы все участники разговора могли видеть друг друга, оптимальным для этого является форма круга, тогда сразу создается атмосфера доверия, открытости, равноправия.
  6. Не стоит разговаривать с играющим ребенком, находясь далеко от него и повышая при этом голос. Нужно подойти к нему и ни в коем случае не подзывать его к себе.
  7. Избегайте отрицательных оценок, запретов, окриков, замечаний, суждений типа «ты прав», «ты не прав», «плохо», «хорошо».
  8. В игровых ситуациях, когда действия ребенка подвергают опасности его самого или других детей, требуется пресекать такие действия. Поэтому в воспитательных целях любые проступки ребенка нужно обыгрывать через сюжетно-ролевую игру.
  9. Чтобы ребенок захотел играть, он, прежде всего, должен почувствовать и увидеть, что вы искренне хотите играть с ним. Поза, жесты, телодвижения, тон и интонация вашего голоса, выражение лица, энергия, которая от вас исходит, выражают ваш интерес к ребенку и к его игре. Самое важное в игре — это ваше отношение к ней.
  10. Уважайте мнения и чувства ребенка. Вступая в диалог с ребенком, постарайтесь в беседе с ним держать паузу. Помните – это время принадлежит ребенку. У каждого человека есть потребность высказаться, быть выслушанным и понятым.

Анкета для родителей.

  1. В какую игру вы играли недавно с ребенком?
  2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
  3. В какие игры чаще играет ваш ребенок?
  4. При выборе новой игрушки  что учитываете, чем руководствуетесь?
  5. В какие игры вы играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
  6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
  7. Где играет ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
  8. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети? Организуют ли старшие дети игры?
  9. Какие  игрушки любимые у ребенка?
  10. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

Свободный час МБДОУ № 9 г.Боготол

ИГРОТЕКА гр. Земляничка МБДОУ № 9 г. Боготол Красноярский край

СВОБОДНЫЙ ЧАС гр. Смородинка МБДОУ № 9 г. Боготол Красноярский край

 

Дата обновления страницы: 15.05.2023

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122